Стратонавт Г.А. Прокофьев

Первопроходца Вселенной космонавта Ю.А. Гагарина знают многие народы. Люди о нем слагают легенды, поэты и композиторы пишут стихи и песни, писатели и журналисты посвящают ему книги, очерки и статьи. Ему и памятники отлиты, города и улицы его именем названы. И это вполне оправдано. О другом же полете, имя участника которого почему-то померкло со временем.

Мало кто знает. Я говорю о стратонавте Г. А. Прокофьеве, который 30 сентября 1933 года совершил на стратостате “ СССР-1” блестящий полет и впервые в мире достиг высоты 19.000 метров, побив высотный рекорд в 16.300 метров, установленный годом раньше Огюстом Пиккаром. Небывалый по тому времени полет в стратосферу Г. А. Прокофьева знаменовал в нашей стране новую эпоху в планомерном освоении околоземного Пространства, и таким образом открыл человеку путь в космические дали.

… Никогда наверное, не забуду я тот день. Люди буквально ликовали, гордясь смелыми покорителями стратосферы. Во многих молодых семьях своими мальчикам, родившимся в тот год. Давали непривычные имена: Персострит (первый советский стратостат), по аналогии тем Тракторам Ивановичам, родившимся когда в колхозах появился “ железный конь” – трактор. Теперь вероятно, у тех немногих Тракторов Ивановичей и Персостритов Семеновичей которых чудом посещали пули минувшей войны, есть уже и внуки Юрии Гагарина, чем от тех событиях в честь которых седые деды носят такие странные имена.

… В жизни случаются удивительные истории. Первыми в нашей стране поднялись ближе к звездам земляки – смоляне – Г. А. Прокофьев и Ю.А. Гагарин. Оба родились в деревне, в бедных крестьянских семьях, и почти рядом – в полуторастах километрах друг от друга Когда Г.А. Прокофьев покорил 19 – ти километровую высоту, Юрия Гагарина еще не было на свете, а когда же Ю.А. Гагарин совершил свой первый орбитальный полет. Г.А.Прокофьев уже был забыт. Как у Г. Прокофьева. Так и у Ю. Гагарина жизнь пролетела словно метеор. Оба покорителя Вселенной закончили земной путь слишком рано. Многое могли бы они еще совершить, не будь тех роковых минут…

Прокофьев Г.А.

Прокофьев Г.А.

Георгий Алексеевич Прокофьев родился в 1902 году в деревне Телешово Вяземского района. На станции Вязьма он и начал свою трудовую жизнь. Поначалу Г. А. Прокофьев работал в депо подручным слесаря, а потом рабочим по электрооборудованию. В семнадцать лет он вступил в комсомол, а в восемнадцать – в партию был на комсомольской и партийной работе участвовал в боях с белополяками в 1924 году партия направила Г.А. Прокофьева на службу в Красную армию. Он успешно закончил школу военных воздухоплавателей, а затем занимал командные должности в военных частях. Двоюродный брат стратонавта, ветеран войны и труда, персональный пенсионер и почетный гражданин города Петрозаводска И. С. Молчанов вспоминал:

- Жору я часто видел за трудами К. Э. Циолковского. Он и тогда, когда учил в летной школе, думал о покорении стратосферы. Бывало, оторвавшись от книги, заметит:

- Эх, подняться бы ближе к солнцу и взглянуть оттуда на нашу планету. Как она выглядит, земля наша, с заоблачной высоты.

А сестра стратонавта Мария Алексеевна Прокофьева рассказывала:

- Егор без дела не сидел, много читал. Вечера он обычно проводил за книгами. Мы жили бедновато, потому что семья была большая. С керосином было туговато вот он и смастерил коптилку. При ее тусклом свете Георгий и проживал до первых петухов за книгами. Мать силком загоняла его в постель. Был Георгий отчаянным и волевым парнем, не боялся опасностей, смело шел к намеченной цели. Штудировал он все то, что было написано о воздухоплавании. В летной школе Георгий учился прилежно, увлекаюсь материальной частью летательных аппаратов разных времен. На любознательного юношу, а впоследствии и молодого пилота, командование сразу обратило внимание. Ему все чаще и чаще доверяли сложные задания, а он все больше и больше задумывался о полетах в стратосферу. И это не было тайной для командования. В 1929 году Г.А. Прокофьев совершил свой первый самостоятельный полет на сферическом аэростате. Он прошел успешно и окрылил надеждами пилота. Перед развивающейся авиацией стояла ответственная задача летать выше, дальше, быстрее!

В короткие сроки аппарат был создан, был утвержден и состав экипажа. В него вошли Г.А.Прокофьев, командир экипажа Э.К.Бирнбаум, пилот – воздухоплаватель, он же и радист, К.Д. Годунов – бортовой инженер. Началась напряженная и кропотливая подготовка к полету. Не все шло гладко и ровно, были заторы и помехи, встречались затруднения, но всех вдохновляли слова М.И.Калинина, который часто наведывался в воздухоплавательный дивизион, интересуясь работой стратонавтов:

“А разве большевики боятся неудач? Нет. Они их преодолевают. Вы полетите обязательно. Стратосферу надо завоевать”.

Вскоре все было готово. Но небо хмурилось, подводила погода. Наконец, наступило 30 сентября 1933 года. День выдался, как по заказу, ясный и солнечный. Было тихо, ни одного облачка на голубом небе. Те, кто был причастен к полету, волновались и с нетерпением ожидали взлета стратостата. Серебристую громадину стратостата, поднявшуюся над землей метров на пятьдесят, освещали лучи восходящего солнца. На круглой голубой гондоле отчетливо и величественно выступали буквы “CCCР”. Наступил торжественный момент. И все увидели, как легко и бодро стали подниматься к люку пилот – воздухоплаватель Эрнст Бирнбаун, за ним – инженер Константин Годунов и, наконец, командир экипажа Георгий Прокофьев. Стратонавты были одеты в летные синие комбинезоны, высокие теплые сапоги и шлемы.
Командир доложил:

“Все готово!”

Через две – три минуты прозвучала команда начальника старта Владимира Гараканидзе:

”Отдать гондолу!”

Красноармейцы, державшие гондолу, мгновенно отпустили ее, и в 8 часов 40 минут стратостат “СССР – 1” легко и свободно всплыл вверх – В полете! – послышался голос начальника старта. – Есть в полете! – ответил сверху Пркофьев, закрывая и задраивая люк. Не прошло и пяти минут, как стратостат уже был на высоте 2000 метров. Связь работала в течение всего полета устойчиво. Присутствующие на старте и следящие за полетом журналисты пристально вглядывались в голубое небо, видели быстро поднимающийся шар с живыми людьми. Толпы людей, собравшихся на улицах и перекрестках Москвы, С большим интересом наблюдали за полетом необычного корабля. И как водится, красивое и неописуемое это было зрелище. И все же люди волновались: как бы чего не случилось, ведь там люди.

Когда стратостат поднялся на 14000 метров, многие вздрогнули. Их охватил ужас… Около стратостата вдруг вспыхнуло белое облако. “Лопнул, падает!”, – екнули сердца наблюдателей, не спускавших с него глаз своих. Но шар не падал, а, наоборот, плавно удалялся. А случилось вот что. Когда стратостат подошел к своеобразному рубежу, излишки расширяющегося в оболочке водорода были выпущены наружу, он – то, водород, и конденсировался на холоде. Экипаж внимательно следил за приборами, фиксируя показания скорости высоты, давления внутри кабины, наружную температуру. Все эти данные Годунов заносил в бортовой журнал. Освобождаясь от балласта, стрелка высотомера ползла вверх – я – “Марс!” Высота – 17500. Наружная температура – минус 46.

Небо на горизонте темное, серо – синего цвета, – подали в очередной раз голос стратонавты. В ответ экипажу полетели в эфир слова начальника ВВС РККА Алксниса:

- Понял вас хорошо. Слышимость прекрасная. Желаю успеха. Рекорд Пиккара уже побит. Искренне поздровляю. …

В лучах солнца стратостат еле заметен с земли. За ним внимательно следят те, кто причастен к его запуску: инженеры, техники, рабочие. А аэростат уже был на высоте “зоны равновесия” – 18400 метров. Чтобы подняться еще насколько метров выше, экипажу необходимо было сбросить определенное количество груза. После выброса гондола стала легче стратостат снова метр за метром “карабкался” вверх. В 12 часов 45 минут с борта поступила радиограмма: “ЦК ВКП (б), Реввоенсовет, Совнарком СССР. Экипаж первого советского стратостата успешно выполнил поставленную перед ним задачу и сообщает о благополучном завершении подъема стратостата “СССР – 1” на высоту 19000 метров. Экипаж готов к дальнейшей общей работе по овладению стратосферы!”

Доложив о достижении расчетной и заданной высоты полета – 19 километров – и закончив высотные замеры, пилоты стали готовится к пилотажу на спуск. А он был не из легких, и мог превратиться в падение, если допустить ошибки и просчеты в режиме полета. Опытные воздухоплавотели Г.Прокофьев и Э. Бырнбаум 4 часа и 15 минут вели стратостат на посадку. Стратонавты умело гасили перегрузки. Прокофьев стравливал из оболочки газ. Балласт был весь выброшен. В 17 часов стратостат мягко приземлился на берегу реки – Москвы, невдалеке от Коломенского завода.

В осеннем убранстве деревья ярко пылали. Над полем летела паутина, цепляясь за пожелтевший бурун, опутывая его нитями – провадами. В небесной мгле, сбившись с косяка, кружились журавли, а людям казалось, что они разглядывают приземлившуюся диковину. – Как красиво на земле! – воскликнул Г.А. Прокофьев, выйдя из гондолы. Весь напряженный, но блестящий полет занял 8 часов 20 минут. Успех его, несомненно, был обеспечен прежде всего личными качествами членов экипажа и большой творческой работой инженеров и техников.

Командир корабля – Георгий Прокофьев – тогда возглавлял опытно – воздухоплавательный дивизион, Эрнст Бирнбаун прошел все стадии воздухоплавательного дела. С 1915 года он служил солдатом – механиком, революция дала возможность сыну эстонского кузнеца учиться, и в гражданскую войну Э. Бирнбаум стал воздушным разведчиком, командовал на деникинском фронте 19 – м воздухоплавательным отрядом. В предвоенные годы он, имея большую практику полетов на аэростатах и дирижаблях, возглавлял экспедицию дирижаблей по спасению целюскинцев на ледоколе “ Красин”. В Великую Отечественную полковник Э. Бирнбаум командовал дивизией аэростатов заграждения в войсках ПВО Москвы.

Инженер Константин Годунов, как уже говорилось, лично возглавлял проектирование и создание оболочки стратостата. Он руководил коллективом, в котором создавалась серия привязанных аэростатов. Мужественные стратонавты успешно выполнили программу полета, которая была насыщена необходимыми научными наблюдениями, обогатившими новыми знаниями в области воздухоплавания, установили мировой рекорд высоты. Были добыты первые сведения о физических свойствах воздуха по высотам, сведения о природе космических лучей и интенсивности космического излучения, электропроводимости воздуха, напряженности магнитного поля в стратосфере и многие другие данные. Но этот полет имел не только научно – практическое, но и громадное политическое значение, показав трудящимся всего мира созидательную силу рабочего класса нашей страны, вставший на путь социализма.

В адрес стратонавтов поступали многочисленные телеграммы, их горячо и сердечно поздравляли с мировым рекордом.”Смелым вашим полетом вы подняли свою страну еще выше в глазах пролетариата всего мира, в глазах всех честных людей”, – писал Максим Горький. Несмотря на недомогание, по радио выступил К.Э. Циолковский:… “Это стало возможным у нас лишь теперь, когда наша партия и правительство, весь трудовой народ. Каждый трудящийся нашей Советской Родины дружно принялись за осуществление дерзновенной мечты человечества – завоевание заоблачных высот”… Комсомольский поэт А.Безыменский в своем стихотворении посвященном полету писал: Слышали? Слышали? Вылетел… В восемь утра… Лучше Пиккара, Не выше ли? Слышали? Выше, Ура! Откликнулась и зарубежная пресса. Вашингтонский корреспондент “Юнайтед Пресс”, писал: “ Ученые бюро погоды придают большое значение полету советского стратостата на высоту 60352фунта, потому что на этой высоте могут быть получены ценные научные данные. По их словам, результаты исследований могут дать ответ на важные вопросы чистой науки, что может иметь громадную ценность для решения некоторых проблем”.

Г.А.Прокофьев совершил и другие научные полеты в стратосферу, в результате которых, по выражению самого стратонавта, “ удалось установить полную возможность совершения полетов в вечернее и ночное время при низких температурах и возможность спуска с охлажденным газом”. За выдающиеся заслуги в области советского воздухоплавания и завоевания стратосферы Г. А. Прокофьев Э. К. Бирнбаум и К. Д. Годунов были награждены орденами Ленина. Тропы в небесные дали загадочны и опасны, но не страшат первопроходцев никакие опасности – упорно идут они к намеченным целям – познанию тайн Вселенной. – Мы довольны и горды сознанием выполненного долга, – вспоминая о полете на аэростате, говорил Г. А. Прокофьев. Он хорошо знал, что уже в это время ученые занимались разработкой реактивных летательных аппаратов, способных взлететь в высшие слои атмосферы, и не удивлялся, когда спустя два года после его полета в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция по применению реактивных летательных – аппаратов в освоении стратосферы. Ее делегатом (билет №31)был командир стратостата “СССР – 1” Георгий Прокофьев. В своих заметках с конференции он писал:

“Доклад С.П. Королева “Крылатая ракета для полетов человека” (Реактивный научно – исследовательский институт) был интересен тем, что докладчик подверг анализу возможность и реальность полета реактивных аппаратов в высших слоях атмосферы. Центральным вопросом является создания двигателя на жидком топливе”.

Однако полеты в стратосферу на аэростатах продолжались. Стратонавты самоотверженно покоряли бездны высот Пятого океана. Спустя много лет 1 ноября 1962 года, испытатели П. Долгов и Е. Андреев на огромном стратостате “Волга” поднялись на высоту 25 километров и для испытания спасательных средств покинули гондолу, спустившись на землю на парашютах. Ныне огромные автоматические беспилотные стратостаты достигают высоты свыше 10 километров. Месяцами “ бороздят” они стратосферу, посылая на землю необходимую нам информацию. И все же полет в стратосферу экипажа Г. А. Покофьева проложил дорогу космическому триумфу Юрия Гагарина. Добавим к сказанному, что жизнь полковника Г.А. Прокофьева оборвалась в 1939 году. Урна с прахом замурована в стене Новодевичьего кладбища вместе с теми, кто погиб на самолете – гиганте “Максим горький”. Его земляку, будущему первому космонавту планеты Ю.А.Гагарину, было в тот год пять лет…

    Поделись с друзьями!

    Обсудить на НТ
    Рекомендуем прочесть:
Вы можете оставить отзыв, или обратную ссылку с вашего сайта.

Комментировать