Троицкий собор до революции

О существовании собора в Вязьме упоминается еще во время жизни преподобного Аркадия. Но под каким именем он существовал и был построен, неизвестно. В первый раз собор получил название Троицкаго в 1635 г., когда, по повелению царя Михаила Федоровича, он был переделан.

В 1674 г., по повелению царя Алексея Михайловича, положено основание каменному собору, ныне существующему. Постройка производилась на государев счет, и надзор за работами возложен был на Вяземского наместника. Постройка собора окончена в 1676 г. Летом следующего 1677г. Устроен был особый теплый храм во славу Рождества Христова. Когда назначено было в Вязьме викариатство для смоленской митрополии, Троицкий собор возведен был на степень кафедрального. В настоящее время собор одно здание; теплый собор настоящий окончен постройкою в 1848 г. В холодном храме три престола: главный – во славу Св. Живоначальной Троицы и приделы: во имя святого Сергея Родонежского преподобного святителя Николая; в теплом храме два престола: главный в честь Иверской иконы Божией Матери (во вторник светлой седьмицы, 12 февраля., 13 октября и 25 июля) и придельный – в честь святого мученика Бориса и Глеба (24 июля и 2 мая).

Приписная к собору Дворцовая церковь, каменная, двух-этажная; в верхнем этаже холодный храм – в честь Колочской иконы Божией Матери, в нижнем – теплом – во имя Рождества Иисуса Христа. Дворцовая церковь построена в 1747г. Купцом Лютовым на месте бывшей деревянной церкви, построенной царем Алексеем Михайловичем во время пребывания его в Вязьме в 1655г. В соборе находится особо чтимая в г. Вязьме и уезде икона Иверской Божией Матери; она принесена в Вязьму в 1765 г. 25 июля и представляет точную копию с чудотворной иконы Иверской Божией Матери, находящиейся в Новгородском Свято – езерском монастыре, и отличается от Московской иконы тем, что нет по сторонам изображения 12 апостолов.

Кроме повсеместно существующих крестных ходов, в Вязьме из собора совершаются следующие ходы:
1)Во всю светлую седмицу, начиная с понедельника, по храмам города. Начало пасхальных ходов относится к 1655 г. Вязьмячи, осчастливленные пребыванием среди них царя и патриарха и благодарные Богу за избавления от чумы, просили у царя дозволения и благословения у патриарха, в воспоминание чудесного спасения царской семьи, учредить крестные ходы по всем градским церквам. В первый раз они были совершенны в присутствии патриарха, царя и всей его семьи
2) Каждый из городских храмов в один из храмовых праздников.
3) В день памяти святого Константина и Елены (21 мая) на колодезь, где совершается водоосвящение; когда установлен этот ход, неизвестно.
4) В четверг на седьмой седмице после Пасхи – за город к часовне, называемой “убогий дом”, где, по преданию, погребали всех, умерших без покаяния, в часовне совершается панихида.
5) 16 сентября из собора и всех церквей совершается крестный ход на городскую площадь; этот ход установлен в память избавления жителей от холеры в 1848 г.
6) 22 октября по улицам города в память изгнания из Вязьмы французов 1812г.; крестный ход идет приблизительно в том направлении, как шли французские войска.

Настоятель собора, протоирей Алексей Василевич Конокотин, 64л, студент семинарии 1855г., священник с 1856г., на настоящем месте с 1888г., им. Орден св. Анны 2 ст., состоит в градском Благочинии с 1888г.

Священник Алексей Иванович Вишнев, 32л, студент семинарии 1884г., священник с 1887г., имеет скуф. с 1895г.

Диакон Алексей Николаевич Капустин, 43л., из духовного Училища., диакон с 1886г.

Псаломщик Владимир Иванович Макаревский, 33л., окончил Курскую семинарию 1885г., в должности с 1887г., на настоящем месте с 1895 г.

    Поделись с друзьями!

    Обсудить на НТ
    Рекомендуем прочесть:
Вы можете оставить отзыв, или обратную ссылку с вашего сайта.

Комментировать