1000 – летие крещения Руси. К празднованию в Вязьме

Иеромонах Пантелеймон, настоятель Свято-Троицкого собора

988 – 1988 годы два рубежа, два берега одной реки, имя которой – история. Берега, которые привлекают наш ум, наше воображение, заставляют нас внимательно осмотреть прошлое, оценить настоящее, заглянуть в будущее, ибо будущего нет без прошлого. И настоящее – это отражение прошлого.

Великий народ, будь он велик или мал, всегда помнит свои истоки, начало, дающее историческое бытие. Таким началом можно считать 988 год, год крещения киевлян. Он является началом новой жизни в лесах, долинах нашей великой Отчизны. Ведь бытие народа, собственно, считается тогда историческим, когда появляется культура народа. А культура наших предков-язычников приняла все то, что несло христианство, и начала новое бытие с момента принятия христианства Русью.

Приняв новую религию, древняя Русь стала в ряд просвещенных государств того времени и, естественно, в ряд с великой и гордой соседкой – Британской империей. Характерно, что крещение Руси от греков не сделало ее зависимой от Византии и подчиненной ей областью. Русичи приняли крещение как равные гордым грекам. Вместе с новой религией Русь восприняло все богатство греко-римской византийской культуры: архитектуру, живопись, музыку, ремесла, науку, военное искусство и, кроме того, культуры ранее крещеных западных и южных братьев, славян, и самое главное – готовую письменность, созданную великими мужами науки Кириллом и Мефодием. В результате началось новое развитие в русском русле всего того, что принесло христианство.

Сам великий князь, его бояре начали строить храмы, учреждать монастыри, посредством которых просвещали народ, учили его грамотности, создавали библиотеки, писали книги и самое главное – воздействовали на русскую душу теми нравственно-гуманными идеями христианского учения, веры, которые воспитывали в человеке совершенно новые качества его внутреннего мира, которые сыграли важную роль в годы лихолетья монгольского порабощения.

Принятие христианства вызвано необходимостью создания и укрепления централизованного государства. Таким образом, великая Русь приняла не только новую религию, но и новый государственный уклад, новый порядок, более прогрессивный, более гуманный, чем старый, языческий. Наряду с Киевом принимали крещение и другие города Киевской Руси, и особенно такие крупные и важные для жизнедеятельности государства центры, как Смоленск, Новгород, Полоцк и другие.

Христианское просвещение достигло в скором времени и Вязьмы. Как известно, в 1015 году уже было составлено житие Преподобного Аркадия Вяземского, где Вязьма именуется городом, и если мы от 1015 отнимем 988, получим разницу в 27 лет. В этот период и было, видимо, осуществлено крещение вязьмичей. С новой верой в Вязьму пришло и все то, что она несла с собой. В городе строят храмы, монастыри, которые являются рассадниками нравственности и образования. С первых дней христианская церковь стремилась воспитывать народ в духе любви и милосердия, учила дорожить родной землей, одним словом, в духе патриотизма. И это дало свои плоды в разные годы испытаний.

Вязьма являлась частью Великой Руси и как часть целого всегда стремилась быть в одном единстве с родным Отечеством. Так было во времена тьмы татаро-монгольского порабощения и «смутных» времен семнадцатого века. Так случилось и в 1812 году во время французского нашествия. Город превратился в серьезный оборонительный узел. Население взялось за оружие, а монастыри, приходские церкви снабжали народное ополчение продовольствием, призывали народ к борьбе с захватчиками, и сами священники часто становились руководителями этой борьбы. Так было и в годы Великой Отечественной войны. Верующие города оказались в едином ряду со всем народом нашей необъятной Родины, вносили свой вклад в дело обороны и освобождения родной земли от фашистской чумы. Есть доля пожертвований и вяземских христиан в построение Русской Православной Колонны имени Дмитрия Донского и эскадрильи военных самолетов и многих других славных дел в те годы.

И в наши дни наши христиане являют собой пример в труде, в укреплении мира во всем мире, исполняют свой долг гражданский и с большим пониманием относятся и поддерживают все то новое, что происходит в нашей стране.

В настоящее время община Троицкого собора проводит крупные реставрационные работы, участвует в деле укрепления мира, вносит часть пожертвований в фонд города, откликнулась и на Чернобыльскую трагедию и Загорский пожар. Подходя к дате празднования 1000-летия крещения Руси в городе Вязьме, община обратилась за помощью к местной власти. Местные руководители пошли навстречу верующим и предоставляют помещение для торжеств – это клуб железнодорожников, помогли отпечатать пригласительные билеты в местной типографии, проявляют добрую волю в помощи реставрационным работам. Это все говорит о неплохих отношениях между советской властью и местной общиной православных христиан. Эти отношения, естественно строятся на основе законов, принятых в нашем государстве. Само празднование состоится 7 августа в 10 часов, в нем примут участие гости других стран и церквей.

29 июля 1988 года.

    Поделись с друзьями!

    Обсудить на НТ
    Рекомендуем прочесть:
Вы можете оставить отзыв, или обратную ссылку с вашего сайта.

Комментировать