Преподаватели Вяземской гимназии

Т. Завирова
Научный сотрудник Вяземского историко-краеведческого музея.

Теперь уже никого из них нет в живых, но благодаря памяти сердца, которая хранит их незабвенный след, перед нами встают их образы. Конечно, они были очень разными. Нарду с нелюбимыми были и любимые гимназистами учителя, яркие, светлые люди.

Историю в гимназии преподавал Иван Павлович Виноградов. Был он немного выше среднего роста, худощавый, с живыми глазами, легкой улыбкой. Немного вытянутое вперед лицо украшала темная продолговатая бородка. Походка была стремительной, и всегда казалось, что он куда-то спешит. Иван Павлович был живой, очень подвижный человек, веселый, иногда суетливый. Имел шестерых детей от двух браков. После окончания в 1878 году Императорского Варшавского университета был назначен учителем истории и географии в Александровскую гимназию Смоленского земства г. Вязьмы. Был избран педагогическим советом гимназии членом хозяйственного комитета, одновременно являясь библиотекарем фундаментальной библиотеки гимназии. От сына крепостного крестьянина Виноградов дослужился до чина действительного статского советника и имел все ордена до св. Владимира IV степени включительно.

Иван Павлович – автор многих книг и статей. За время своей преподавательской и научной работы по истории Смоленщины он издал «Методику по Кригеру», перевод с немецкого, «Рассказы по истории и мифологии греков по Гомеру», «Исторический очерк Вязьмы», «Сборник вопросов по истории», «Александр Петрович Заболотский – директор Александровской Вяземской гимназии. Некролог». Его статьи «Торгово-промышленный очерк Вязьмы», «Состояние образованности в Вязьме прежде и теперь», «Образование в Вязьме и средства к нему», «Вяземские писцовые книги князя Волконского 1627г.» и многие другие были напечатаны в разных периодических изданиях. Основная часть книг и статей была написана Иваном Павловичем во время трудовой деятельности в Вязьме.

Запоминались гимназистам и тираны-чудаки… Иван Михайлович Розанов преподавал в гимназии древние языки.

Иван Михайлович один воспитывал шестерых детей – трех мальчиков и трех девочек. Его старший сын, Дмитрий Иванович, сначала учился в Вяземской гимназии, затем в Калужской. Был принят без экзаменов в Петербургский историко-филологический институт. Прощание с сыном было очень сдержанным. Иван Михайлович лишь пожал ему руку и сказал: «Ну, прощай! Помни законы православные».

Иван Михайлович был человеком тщеславным и лелеял мечту приехать к сыну в Петербург и представиться директору института Кедрову, который когда-то отказал ему в приеме в тот же институт. Он мечтал о том, как явится к Кедрову в полной форме, со всеми орденами и покажет, что он все-таки вышел в люди. Но планы его не осуществились, так как сын выбыл из института и поступил на физико-математический факультет университета.

Розанов был на хорошем счету у окружного начальства, вероятно за усердные доносы, которыми он, не стесняясь, хвалился. За это его побаивались даже педагоги.

В перечне предметов на первом месте в гимназии стоял Закон Божий. Преподавал его Михаил Иванович Тредъяковский. К этому человеку нельзя было относиться безразлично, так как это был интересный, одаренный человек, наделенный чувством юмора, любитель посмеяться. Урок его начинался с простой беседы, иногда с юмористического замечания, затем шла импровизация, связанная с темой урока. Тредъяковский был незаурядной личностью. Выписывал чуть ли не все юмористические журналы, очень любил рассказы Чехова. Был остроумен, но его остроты не отличались тонкостью. Он часто высмеивал старших гимназистов, и те платили ему дерзостью, которую Михаил Иванович принимал благодушно.

Это был хороший рассказчик, и уроки «Священной истории» в младших классах проходили в детском упоении этими сказками. В средних классах ценили то, что он облегчал экзамен по катехизису. Но в старших классах к нему относились недружелюбно и насмешливо. Тредъяковский состоял корреспондентом газеты «Смоленский вестник», за что к нему относились неодобрительно и духовное, и светское начальство. А за увлечение гомеопатией, которая привлекала к нему окрестных крестьян, на него косо смотрела врачебная инспекция.

Русский язык преподавал Григорий Алексеевич Миловидов. Производил он странное впечатление: то задумчивый, то рассеянный, какой-то отрешенный от действительности, он мог, например, забыть о том, что в классе сегодня экзамен и отправиться с учащимися на прогулку в город. Григорий Алексеевич был хорошим руководителем сценических постановок на гимназических вечерах, большим любителем музыки. Но он был совершенно равнодушен к искусству преподавания. В своих объяснениях не отступал от учебника, того же требовал и при ответах учащихся. Впоследствии он перевелся из Вязьмы во Владимир на должность инспектора народных училищ.

Древние языки изучались под руководством В.И. Ставичека, Л.Н. Масленникова, О.А. Дрейера, С.П. Смирнова. Сергей Петрович Смирнов приехал в Вязьму молодым преподавателем. Впечатления студенческой жизни были в нем еще живы. Со старшими гимназистами у него установились дружеские отношения. Но начальству это не понравилось, и однажды к нему на урок явилась целая комиссия во главе с директором. Волновался преподаватель, волновались ученики, стараясь не подвести своим незнанием. Так коллектив влиял не только на одноклассников, но и на более чутких преподавателей.

1999г.

    Поделись с друзьями!

    Обсудить на НТ
    Рекомендуем прочесть:
Вы можете оставить отзыв, или обратную ссылку с вашего сайта.

Комментировать